Вернуться   MESTO-DOMA-TVOEGO.RU > Вопросы законодательства РФ > Прочее


Ответ
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
  #11  
Старый 12.12.2010, 16:36
Аватар для Fedor
Administrator
 
Регистрация: 10.03.2010
Сообщений: 2,264
По умолчанию Re: Анализ Государственной программы по переселению

Сельские районы — наиболее проблемные территории вселения

С особой остротой выявленные проблемы, ограничения и недостатки реализации Государственной программы обнаруживаются по отношению к сельским районам и сельскохозяйственному производству.
При этом значительное число территорий пилотных субъектов Федерации являются сельскими, а отдельные субъекты традиционно в целом являются с выраженной сельскохозяйственной направленностью — например, Амурская область, заслуженно считающаяся «житницей Дальнего Востока».
Очевидно, что региональные органы исполнительной власти не уделяют должного внимания вопросам, касающимся переселения соотечественников в сельскую местность. Из рассмотренных Минсельхозом России более 60 проектов региональных программ переселения соотечественников из–за рубежа, лишь в редких случаях отмечена потребность в рабочих кадрах и специалистах сельскохозяйственного производства. В большинстве региональных программ переселения проекты переселения на село составляют не более пятой части, а в ряде программ (например, Новосибирской области, имеющей благоприятные возможности для товарного сельского хозяйства) вообще отсутствуют.
Вакансии в сельском хозяйстве предполагают привлечение соотечественников, в основном, на неквалифицированную, тяжелую и низко оплачиваемую работу (дояры, скотники, механизаторы), чем естественно снижают уровень привлекательности переселения в сельскую местность.
В имеющихся же проектах переселения на сельские территории их развитие, как правило, не носит комплексного характера. Нередко мероприятия по увеличению темпов жилищного строительства, социального, культурно–бытового и инженерного обустройства сельских населённых пунктов никак не увязаны с планами и мероприятиями по укреплению экономической и материально–технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе внедрения в производство современных технологий, механизмов и оборудования.
При этом представители районных администраций и жители села, как правило, отмечают жизненную необходимость и возможность развития сельского хозяйства в рамках реализации Государственной программы переселения соотечественников, видят в возможных переселенцах уникальную возможность кардинально изменить ситуацию в сельских территориях.
К сожалению, для руководства субъектов Федерации, проживающих в столицах–мегаполисах своих регионов, эти чаяния, как правило, далеки и в любом случае не выступают в качестве приоритета своей деятельности.
За этим обнаруживается отсутствие исходной установки многих высших региональных чиновников на преобразовательные действия, их целенаправленное представление себя в качестве стороннего наблюдателя социально–экономических процессов на территории.
Так, губернатор Новосибирской области в прошлом году в нескольких интервью неоднократно заявлял, что соотечественники «не поедут на село». Подобные констатации могли бы рассматриваться в качестве мудрой оценки «реалий жизни», если бы в ведении губернатора был исключительно областной центр. Губернатору даже не приходит в голову, что его высоконаучные прогнозы демонстрируют подмену им причин и следствий: вместо того, чтобы принимать меры по созданию на селе привлекательных для соотечественников условий, он считает необходимым приглашать соотечественников в столичный Новосибирск, в котором по понятным причинам (полтора миллиона жителей, транспортно–логистически� � возможности и др.) и без того положительное сальдо миграции.
Эти умонастроения, не соответствующие задачам высшей власти в регионе, наглядно показывают желание выдавать имеющиеся результаты за продукты своей деятельности и бездействовать по отношению к не столь подходящим для рекламы сельским территориям.
Да и мегаполис на деле может помочь отчитываться по показателям валовой иммиграции, в основе которой, вопреки, кстати, частым заявлениям Толоконского, усиленно эксплуатирующего образ Новосибирска как города науки и образования, лежит въезд не высококвалифицированной, а низкоквалифицированной рабочей силы.
При этом преобладающая часть выпускников многочисленных вузов региональных столиц–мегаполисов не имеет возможности устроиться по специальности или на работу, требующую высокой квалификации. В том же Новосибирске, по данным управления труда и занятости, только стоящей на учёте безработной молодёжи — выпускников вузов — в пять раз больше, чем иных категорий населения. Получается, что ежегодно выходящие из стен вузов в жизнь студенты (а в Новосибирске это около 35 тыс. молодых людей) даже в мегаполисе не имеют возможностей для устройства своей жизни на достойном уровне в профессиональном и бытовом плане (жильё).
Также показательно, что в предлагаемых в программах проектах переселения на село отсутствуют инвесторы, что делает данные проекты нереалистическими, оторванными от жизни и придумываемыми в целях симуляции деятельности по реализации Госпрограммы.
Проекты переселения также практически не увязаны с приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» и с действующими федеральными целевыми программами, в особенности, с ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» и «Жилище», в рамках которых в настоящее время с участием средств федерального бюджета оказывается государственная поддержка развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских населённых пунктов, решаются вопросы обеспечения жильем как граждан, проживающих в сельской местности, так и молодых семей и молодых специалистов по III направлению приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Кризис управления Государственной программой

Одной из ключевых проблем реализации Государственной программы является кризис управления программой, приводящий к тому, что субъекты программы — соотечественники, предприниматели, выдвигающие проекты переселения, и государственные органы исполнительной власти, как федерального, так и регионального уровня — оторваны друг от друга, действия их не сопряжены и не дают так необходимого для программы со статусом «Государственная программа» синергетического эффекта.
Отсюда на практике предприниматели вынуждены самостоятельно искать, перевозить и размещать работников, не дожидаясь результатов работы Госпрограммы, а региональные межведомственные комиссии и уполномоченные органы работают во многом при отсутствии осознаваемых и формализованных задач, фактически на свой страх и риск.
Определённые на данный момент процедуры согласования принципиальных решений — прежде всего, утверждение региональных программ переселения, не позволяют проводить единую политику и воспроизводить единый центр ответственности. Показательно в этом отношении, что согласование в Правительстве Российской Федерации региональных программ происходит безотносительно к итоговому мнению МВК, что, в частности, и привело к сведению региональной программы Новосибирской области к одному неуместному проекту переселения «Столица Сибири».
Критическим моментом ситуации является слабое фактическое присутствие в регионах координирующего органа Госпрограммы — Федеральной миграционной службы.
ФМС России в силу установленных функций, специфики своей деятельности и кадрового состава нередко не имеет возможности добиваться решения многих задач и вопросов, решение которых крайне необходимо российским регионам. Не случайно основной акцент в деятельности ФМС России по линии Госпрограммы до сих пор делается не на включение федеральных и региональных органов исполнительной непосредственно в реализацию региональных программ и проектов переселения, что и являлось бы координацией Госпрограммы на данном этапе и резко бы стимулировало регионы к повышению своей социально–экономической привлекательности и, в конечном счёте, принятию соотечественниками решения о переезде в Российскую Федерацию, а на налаживании работы загранпредставительств.
Эффективность финансирования мероприятий Государственной программы, носящих информационный и научно–методический характер, является низкой и требует серьёзного дополнительного анализа.
Работы по Государственной программе на всех уровнях управления остановились на проработке нормативно–правовых вопросов, переход к оперативно–организационн� �му полю работы не произошёл.
Уникальный ресурс программы — формирование управленческого механизма через организацию межведомственного сообщества — не используется на региональном уровне, работы по формированию региональных МВК на базе предметных микротерриториальных проектов практически не ведутся. Закономерным следствием этого является отсутствие связи между локальными проектами переселения, нередко представляющими собой территорию в несколько гектаров, и всеми уровнями управления — вплоть до МВК Госпрограммы.
Также с очевидностью сказывается отсутствие федерального оператора программы. Отдельные ведомства, службы и региональные и местные власти даже только 12 пилотных регионов действуют разрозненно и не объединены единой системой работы. Координатору Госпрограммы ФМС России приходится соотносить и увязывать эту хаотическую в целом активность, что значительно затрудняет движение к заданным результатам Госпрограммы и не даёт оснований для утверждений о базовой эффективности работы по реализации Госпрограммы.
По отдельным моментам создаётся впечатление, что переход активности на региональный уровень, произошедший с согласованием программ пилотных регионов в Правительстве Российской Федерации, сделал как бы ненужной и явно второстепенной задачу оперативного управления реализацией Госпрограммы на федеральном уровне.
Однако в условиях процветания на всех уровнях власти стереотипных решений по адаптации к существующим процессам, носящим в отдалённых районах страны, как правило, деградационный характер, и отсутствия культуры по организации преобразовательных мероприятий, с очевидностью требуется концентрация управленческих, финансовых и проектно–разработческих ресурсов в единой федеральной структуре, которая имеет сетевой распределённый характер своей деятельности, но единую задачу и аппарат управления.


Расщепление целевой функции Государственной программы

Через два года после начала разработки Госпрограммы оказалось, что понимание целей и базовой целевой функции различными ведомствами и отдельными чиновниками Госпрограммы кардинально разошлись.
На данный момент по этому поводу существуют две прямо противоположные точки зрения.
Одни утверждают, что переселение соотечественников как таковое не является целью Госпрограммы, поскольку само название Госпрограммы указывает на то, что необходимо всего лишь оказывать содействие переселению соотечественников, а не переселять их. При этом подразумевается, что существует значительное число соотечественников, которые на деле готовы переехать уже сегодня, но которые ждут помощи со стороны государства. Следовательно, системные действия со стороны федеральных и региональных властей должны состоять в трёх моментах: во–первых, в разовом стимулировании реализации соотечественниками своего желания, во–вторых, снятии правовых и административных барьеров при осуществлении соотечественников своего желания переехать и, в–третьих, агитации и пропаганде.
В рамках первой позиции также иногда утверждается, что задача Госпрограммы состоит в том, чтобы перевезти как можно больше соотечественников (имеется в виду: уже готовых к переселению), а не в том, чтобы стимулировать и тем более организовывать региональное развитие.
Вторая позиция исходит из того, что целевая функция Госпрограммы состоит в создании социально–экономической и культур–антропологическо� � комплексной привлекательности и перспективности территорий, прежде всего, российской глубинки и Дальнего Востока, поскольку без осуществления соответствующих преобразований в территориях Российской Федерации невозможно произвести доопределение или новое самоопределение соотечественников.
При этом имеется в виду, что в странах нового и старого зарубежья через шестнадцать лет после «крупнейшей геополитической катастрофы века» (В.В. Путин) — распада СССР — нет какого–либо значительного числа соотечественников, готовых к переезду в проблемные территории Российской Федерации, да ещё при этом способных удовлетворять требованиям работодателей и администраций субъектов Федерации — т.е. имеющих высокий профессиональный уровень, с выраженными карьерными устремлениями, непенсионного возраста и т.п.
В рамках второй позиции также утверждается, что одним из главных рисков программы является формирование у местного населения отрицательного отношения к переселенцам, связанного с преференциями властей в отношении к приезжающим. Из этого, в частности, следует, что мероприятия по созданию надлежащих условий для переселяющихся участников Госпрограммы должны в обязательном порядке сопровождаться мероприятиями по улучшению условий для местного населения.
Наконец, представители второй позиции считают, что в рамках первой позиции принципиально невозможно обеспечивать интеграцию переселенцев в местные сообщества на территориях Российской Федерации, поскольку реальные условия их жизни, а также смена установки работодателей по отношению к ним не являются оптимальными или неизменяемыми. Соответственно, может получиться так, что успехи в плане количества переселяющихся могут в итоге привести к дискредитации программы, так как добровольные переселенцы в результате неустройства на территории вселения попадут в ситуацию, близкую к ситуации нынешних вынужденных переселенцев.
Отсюда и появляется целевая функция на проведение реальных преобразований на местах. При этом Госпрограмма ни в коей мере не должна подменять собой программы и иные управленческие инструменты развития регионов. Наоборот, она требует от администраций субъектов Федерации разработки нефиктивных программ, проектов и сценариев регионального развития и их сопряжения с существующими федеральными программами и проектами, т.е. сопрягает все имеющиеся инструменты государственного управления.
Без такого сопряжения невозможно «перевезти соотечественников», поскольку не будет на системной основе создаваться социально–экономическая и культур–антропологическа� � комплексная привлекательность и перспективность территорий, выражающаяся в качестве жизни. Отсюда и вектор миграции останется по–прежнему западным и не станет восточным.
Очевидно, ключевая характеристика ситуации по реализации Госпрограммы на данный момент состоит в том, что, во–первых, недостаточно осознаётся наличие двух прямо противоположных позиций, описанных выше, и, во–вторых, требуется самоопределение в пользу одной из целевых функций и преодоление возникшего расщепления.
__________________
Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе. Мне — можно. ( Мюллер, "17 мгновений весны")
Ответить с цитированием
  #12  
Старый 12.12.2010, 16:51
Аватар для Fedor
Administrator
 
Регистрация: 10.03.2010
Сообщений: 2,264
По умолчанию Re: Анализ Государственной программы по переселению

Раздел II

Меры по совершенствованию механизмов и процедур реализации
Государственной программы


Решение выявленных в ходе работы Межведомственной рабочей группы проблем требует принятия мер по совершенствованию механизмов и процедур реализации Государственной программы, а также создания новых механизмов и процедур.
Далее представлены соответствующие предложения, выявленные и выработанные в ходе работы МРГ МВК.


Организация сети кластеров развития

Для обеспечения потенциальных переселенцев высококвалифицированным трудом и достойной зарплатой необходимо спроектировать и реализовать федеральную сеть кластеров развития, которые будут способствовать появлению новых рабочих мест и дадут переселенцам возможность собственными талантом и высококвалифицированным трудом строить динамичную карьеру. Такая сеть преимущественно должна опираться на те субъекты Российской Федерации, которые являются в Госпрограмме пилотными.
Механизм создания кластеров развития должен стать связующим звеном между Государственной программой, региональными и районами программами развития. Это позволит преодолеть кризис управления Государственной программой и обеспечит целостную взаимосвязанную работу различных этажей власти.
Особое место в организации кластеров развития должны иметь специальные проекты переселения, опирающиеся на возвращение интеллектуальной элиты России (релокацию), а также одновременное оказание содействия переселению необходимого кадрово–интеллектуальног� � потенциала из Москвы, Санкт–Петербурга и других мегаполисов Российской Федерации.
Первый опыт по организации взаимосвязи между Государственной программой, региональными и районными программами развития возможно провести на экспериментальных площадках юга Новосибирской области вдоль федеральной трассы Новосибирск — Барнаул, в центральной части Амурской области (агломерация Шимановск – Углегорск – Свободный вокруг будущего космодрома «Восточный»), южных районов четырёх субъектов Федерации ДФО, в которых выращивают сою и других территориях.

Прорыв в жилищной политике

Решение проблемы обеспечения достойных жилищных условий для переселяющихся в регионы России соотечественников должно быть по возможности направлено на предоставление качественного жилья не только участникам Госпрограммы, но и местному населению.
Для этого необходимо сформировать прорывную жилищную политику, направленную на интенсивное жилищное строительство в целях создания доступного жилищного фонда и основанную на новых принципах урбанизации — прежде всего, усадебной урбанизации, связанной с организацией городской жизни в поселениях малоэтажной застройки.
Инфраструктурной базой новой прорывной жилищной политики должно стать создание масштабных площадок новых поселений для организации массовой индустриальной застройки, которые, в свою очередь, должны опираться на генеральные схемы развития и территориального планирования субъектов Федерации, в первую очередь, пилотных по Госпрограмме.
Для этого необходимо организовать в опережающем режиме на федеральном уровне разработку требуемых Градостроительным кодексом Российской Федерации схем территориального планирования, а также региональных целевых программ ««Комфортное и доступное жильё жителям субъекта Федерации в 2008–2015 гг.» во всех 12 пилотных регионах, а также разработать Генеральную схему комплексного территориального развития ДФО.
Для Дальневосточного федерального округа необходимы дополнительные механизмы по организации прорыва в жилищной политике. Главной мерой, которую необходимо применить для поддержки Государственной программы в ДФО, является введение института государственного жилищного сертификата всем гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории ДФО, а также участникам Государственной программы, пожелавшим переехать на постоянное место жительства в этот регион. Этот сертификат, своего рода «сертификат дальневосточника», должен предоставлять право для его владельца на 50–процентную компенсацию расходов по приобретению жилья со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Введение подобного сертификата является абсолютно закономерным решением в ситуации поставленной в декабре прошлого года на заседании Совета Безопасности Российской Федерации Президентом Российской Федерации задачи прекращения оттока населения из ДФО и превращения Дальнего Востока в привлекательное, удобное место для жизни людей.
Наоборот, странно другое — то, что вместо такого сертификата, привлекающего людей на Дальний Восток, до сих пор полным ходом продолжается на основании федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей» выделение государственных жилищных сертификатов (ГЖС) выезжающим с Дальнего Востока гражданам (в ДФО таких граждан — 63 тысячи человек). Более того, в рамках данной программы от выезжающих требуется в обязательном порядке покидать ДФО и ни при каких обстоятельствах не переезжать в южные регионы ДФО.
Первыми субъектами, на которых может быть отработан механизм выдачи и погашения жилищных сертификатов, имело бы смысл сделать Амурскую и Сахалинскую области, Камчатский край.
В ходе работы МРГ МВК также были выработаны следующие предложения для решения проблемы обеспечения переселенцев жильём:
Обратиться к высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы с рекомендацией:
– выделения земли предпринимателям, реализующим предпринимательские проекты переселения на территории субъекта, для строительства на этих землях служебного жилья;
– заключения типовых тройственных договоров между администрацией субъекта Российской Федерации, работодателем и переселенцем о строительстве работодателем служебного жилья для переселенца и выделении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий переселенцам на приобретение служебного жилья по истечении определённого срока работы переселенца на работодателя;
– выделения из бюджета субъекта Российской Федерации компенсации займов, предоставляемых работодателями переселенцам на приобретение жилой площади;
– субсидирование части первоначального взноса при получении ипотечного кредита для приобретения жилья соотечественниками;
– приобретение жилья соотечественниками в собственность с использованием механизмов субсидирования части стоимости жилья за счёт средств заинтересованных сторон (субъект Российской Федерации, муниципалитеты, работодатели) при получении ипотечного жилищного кредита;
обеспечение переселяемых соотечественников земельными участками и строительными материалами, в том числе частично за счёт средств бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также за счёт предприятий–работодателе� �;
централизованное обеспечение групп соотечественников на льготных основаниях земельными участками под строительство новых поселений. Так, например, в Искитимском районе Новосибирской области Администрацией района предусмотрено выделение 150 земельных участков на берегу Обского водохранилища для строительства малоэтажных домов соотечественникам в рамках реализации ивестиционных проектов на ОАО «Искитимцемент» и ЗАО «Сибирский антрацит»;
– предоставление возможности участия переселяемых соотечественников как граждан Российской Федерации в федеральных и региональных программах улучшения жилищных условий (подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002–2010 годы, «Социальное развитие села до 2010 года» и др.).
В целях обеспечения временного обустройства переселяющихся соотечественников, что предполагает обеспечение переселяемых соотечественников жильём на срок до 6–9 месяцев (время, необходимое для получения вида на жительство и гражданства Российской Федерации, устройства на работу и адаптации на рабочем месте, перевозку имущества и членов семьи), следует активнее использовать следующие механизмы:
– создание регионального жилищного фонда с целью предоставления соотечественникам жилья в аренду по льготным расценкам;
– создание жилищного фонда работодателей (корпоративный жилищный фонд).

Создание сети модельных экспериментальных площадок по локальным микротерриториальным районным проектам вселения

В целях концентрации ресурсов под осуществление значимых, ощутимых сдвигов в качестве жизни на территории и повышения их социально–экономической привлекательности необходимо в опережающем режиме разрабатывать несколько десятков локальных микротерриториальных проектов вселения, оказывающих определяющее влияние на уровне административного района.
Использование районного уровня основывается на историческом подходе, определяющем выделение административного района в качестве несущей, опорной единицы организации жизни и труда в России.
Отрабатываемые микротерриториальные проекты переселения имеет смысл представлять на федеральной МВК и организовывать практическое сопряжение различных ведомств и уровней управления под решение конкретной задачи. Первую пробную презентацию на очередном заседании МВК такого микротерриториального проекта территории вселения в Зубцовском районе Тверской области готова осуществить администрация Тверской области.
Создаваемые подобные образцовые микротерритории вселения станут потом модельными или демонстрационными зонами, т.е. будут выполнять функции образцов организации переселения для других территорий этих и других субъектов Федерации.
Для организации подобной работы по целевой поддержке передовых предпринимательских проектов переселения на микротерриториях необходимо создать сеть экспериментальных площадок по проектам вселения. Помимо продвижения по организации новых рабочих мест и жилищного обустройства на этих площадках будут отработаны различные механизмы поддержки предпринимательских проектов.
Первые четыре площадки наиболее целесообразно создать в Зубцовском районе Тверской области, Искитимском районе Новосибирской области, Тамбовском районе и на основе агломерации Шимановск – Углегорск – Свободный в Амурской области. В рамках этих площадок необходимо сделать ставку на целевое привлечение предпринимателей, выпускников ВУЗов, наиболее квалифицированных специалистов, в том числе и из Москвы и Санкт–Петербурга и т.д. Это позволит переориентировать Госпрограмму с обеспечения формальной занятости на управление структурой и качеством занятости, на становление в регионах передовых типов труда и стратегической занятости, на систему высококвалифицированной профессионализации.
На экспериментальной площадке Искитимского района Новосибирской области необходимо отработать наиболее эффективные схемы обеспечения переселенцев жильём с опорой на Совет предпринимателей по оказанию содействия в реализации проектов переселения соотечественников при Межведомственной комиссии при администрации Новосибирской области по вопросам содействия добровольному переселению в Новосибирскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
На экспериментальной площадке Шимановск – Углегорск – Свободный в Амурской области нужно отработать механизм включения в Государственную программу территориально делокализованных проектов переселения, с участием добывающих компаний, использующих вахтовые методы, а также с опорой на масштабные федеральные проекты (космодром «Восточный»). Также на этой площадке предлагается создать несколько производственных кластеров и систему по целевому обеспечению кадрами региональных проектов развития (подробные предложения имеются).
На экспериментальной площадке Тамбовского района Амурской области с опорой на село Привольное возможно было бы создать Привольненский соевый кластер как проект переселения соотечественников и экспериментальную основу для создания южно–дальневосточного соевого пояса, обеспечивающего пограничную безопасность востока России.


Особое внимание к сельским территориям вселения

Развитие сельских территорий должно носить комплексный системный характер. Наряду с увеличением темпов жилищного строительства, социального, культурно–бытового и инженерного обустройства сельских населённых пунктов, необходимо укрепление экономической и материально–технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе внедрения в производство современных технологий, механизмов и оборудования.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации Госпрограммы необходимо более активно использовать возможности приоритетного национального проекта «Развитие АПК», федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы.
Необходимо рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть в проектах региональных программ вопросы, связанные с развитием отраслей сельскохозяйственного производства в сельских поселениях совместно с инвесторами, участвующими в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Инвестиционные проекты, нацеленные на развитие сельского хозяйства, могут охватывать различные направления: от приобретения современной сельскохозяйственной техники до строительства объектов животноводства и организации кооперативов по различным направлениям. Реализация этих проектов позволит повысить рентабельность сельскохозяйственного производства, снизить себестоимость продукции, создать новые рабочие места, сократить сельскую безработицу, повысить уровень доходов, удовлетворить потребности населения в качественной, экологически чистой продукции отечественного сельскохозяйственного производства.
В этой связи представляется целесообразным предложить администрациям пилотных регионов рассмотреть возможность подготовки и реализации в рамках своих региональных программ новых территорий (проектов) вселения, связанных с развитием отраслей сельскохозяйственного производства в сельских поселениях.
Так, для Новосибирской области речь могла бы идти о включении в программу Масляниковского района, а также проектов фермера Лейхтлинга. Одним из проектов также могло бы стать строительство животноводческого комплекса по производству молока на 200 или 400 голов крупного рогатого скота с одновременным возведением модульного цеха по переработке молока, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, сокращению сельской безработицы, повышению уровня занятости и материального благосостояния сельского населения.
Следует также рекомендовать в целях специальной системной работы по привлечению переселенцев на село создавать сетевые проекты по подъёму села субъекта Федерации в целом по аналогии с проектом «Село Калужской области» региональной программы Калужской области. При этом также будут упрощены вопросы поселения переселенца в различные территории субъекта и в значительной мере решены проблемы участия в программе лиц, имеющих желание, рабочее место и возможности обустройства в практически любых сельских населенных пунктах субъекта.
В целях координации работ по стимулированию реализации проектов переселения на селе предлагаем создать межведомственную рабочую группу во главе с заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации с опорой на Департамент аграрной политики и развития сельских территорий (директор — Д.И.Торопов).


Создание региональных советов предпринимателей

Для инициации разработки и реализации предпринимательских проектов переселения соотечественников необходимо создавать в регионах консультативно–координац� �онный орган, который будет обеспечивать взаимодействие и согласованную работу объединений работодателей и предпринимателей с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями.
Таким органом предлагается сделать региональные советы предпринимателей по оказанию содействия в реализации проектов переселения соотечественников при Межведомственной комиссии субъекта Российской Федерации по вопросам содействия добровольному переселению в субъект Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом.
Основными задачами регионального совета предпринимателей должны стать:
– выработка согласованных действий территориальных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций работодателей и предпринимателей по вопросам оказания содействия добровольному переселению в субъект Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом;
– разработка и запуск на территории субъекта Российской Федерации предпринимательских проектов, которые создадут новые производства, новые рабочие места и дадут переселенцам и жителям области возможность собственным талантом и высококвалифицированным трудом строить динамичную карьеру, способствовать экономическому развитию субъекта;
– рассмотрение нормативной базы Госпрограммы и выработка рекомендаций по её корректировке и усовершенствованию с целью безусловного выполнения поставленных задач;
– участие в разработке проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, необходимых для реализации Госпрограммы, выработка соответствующих рекомендаций;
– участие в планировании распределения средств, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию Госпрограммы;
– упорядочение и совершенствование системы оперативного обмена необходимой информацией между заинтересованными органами и организациями;
– согласование интересов граждан, проживающих в субъекте Российской Федерации, участников Государственной программы, органов местного самоуправления, общественных объединений, союзов предпринимателей, органов государственной власти при реализации Государственной программы;
– формирование рабочих мест на предприятиях субъекта Российской Федерации, организация и проведение консультативных мероприятий с участниками Государственной программы;
– использование всей совокупности мер прямой и косвенной государственной поддержки, реализуемых и планируемых мер по стимулированию экономической активности в регионе: выделение целевых кредитов, использование механизмов концессионных соглашений, использование инвестиционного фонда, венчурных фондов с государственным участием, развитие инфраструктуры промышленных парков, центров трансфера технологий и других механизмов частно–государственного партнерства.
При разработке и реализации проектов переселения необходимо сделать ставку на предпринимателей и инвесторов, поскольку только через их управленческую деятельность и возможности обеспечивается устойчивое закрепление и укоренение переселяющихся в территории соотечественников.
В этой связи представляется целесообразным поддержать инициативу вице–президента Торгово–промышленной палаты Новосибирской области А.Н. Абалакова о создании при межведомственной комиссии по реализации региональной программы сообщества предпринимателей, заинтересованных в привлечении соотечественников, в форме регионального Совета предпринимателей (документы по созданию такого совета прилагаются — см. Приложение 5).
Поскольку задачи, которые должны решать создаваемые региональные советы предпринимателей, частично являются функционалом, возложенным на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в состав советов предпринимателей целесообразно вводить представителей этих органов. Другим возможным решением является, наоборот, создание при межведомственной комиссии субъекта Российской Федерации межведомственной рабочей группы с участием в ней представителей региональных объединений работодателей, промышленников и предпринимателей.
Со временем, когда появится несколько работающих региональных советов, перейти к целенаправленному формированию федерального совета предпринимателей.
Одним из шагов по направлению к появлению подобного работоспособного совета могло бы стать создание межведомственной рабочей группы федерального уровня с привлечением представителей Российского союза промышленников и предпринимателей, Координационного совета объединений работодателей России, возложив на эту рабочую группу следующие задачи:
– выработка согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и предпринимателей по вопросам оказания содействия добровольному переселению в субъект Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом;
– подготовка необходимых предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации и подготовке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для реализации Госпрограммы;
– участие в планировании распределения средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации на реализацию Госпрограммы;
– методологическое обеспечение Государственной программы по вопросам трудоустройства;
– выработка рекомендаций по обеспечению межрегиональной трудовой мобильности и привлечения иностранной рабочей силы с учётом реализации Государственной программы;
– организация межрегиональных центров по получению профессионального образования;
– упорядочение и совершенствование системы оперативного обмена необходимой информацией между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями.
__________________
Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе. Мне — можно. ( Мюллер, "17 мгновений весны")
Ответить с цитированием
  #13  
Старый 12.12.2010, 17:01
Аватар для Fedor
Administrator
 
Регистрация: 10.03.2010
Сообщений: 2,264
По умолчанию Re: Анализ Государственной программы по переселению

Выбор главного направления приложения усилий

Успешная реализация Государственной программы требует выбора приоритетного главного направления приложения усилий.
Таким направлением считаем необходимым сделать Дальневосточный федеральный округ (ДФО) и организовать его опережающее развитие для кардинального повышения социально–экономической и культурно–антропологичес� �ой привлекательности данного макрорегиона.
Выбор ДФО в качестве главного направления приложения усилий по Госпрограмме ни в коей мере не означает второстепенность других территорий, например, Сибирского федерального округа или регионов Нечерноземья. Смысл в выделении подобного приоритета на первом этапе заключается в том, чтобы применить принцип разработки прорывных программ, когда в качестве приоритетного направления принимается наиболее трудное для исполнения. С этой точки зрения, успешное повышение эффективности реализации Госпрограммы на Дальнем Востоке — в самых проблемных регионах Российской Федерации — в дальнейшем позволит кардинально и резко интенсифицировать ход реализации Госпрограммы в других регионах за счёт отработки и переноса туда наиболее адекватных, «работающих» механизмов.
При этом на первом этапе основной упор следует сделать на южные территории ДФО, благоприятные для проживания с климатической точки зрения, а главной сферой приложения усилий — развитие сельского хозяйства на данных территориях.

Для достижения поставленных целей необходимо:
Создание Корпорации развития Дальнего Востока как фактора организации кластеров развития, продвижения 7–12 мегапроектов развития и создания новых рабочих мест высокой квалификации и организации расселения на принципах усадебной урбанизации (Приложение 8).
Создание Фонда строительства доступного и качественного жилья в Дальневосточном федеральном округе, который бы обеспечил увеличение ввода жилья в 5–7 раз при снижении его стоимости не менее чем в 2 раза (Приложение 9).
Разработка субъектами Федерации ДФО единого Плана заселения Дальнего Востока России, включающего все наличные источники дополнительного населения и делающего ставку на демографическое развитие с культивированием в качестве наиболее перспективного социального слоя многодетной зажиточной семьи;
Создание лаборатории качества жизни ДФО, которая бы совместно с территориальными управлениями Росстата России в ДФО вела мониторинг базовых обстоятельств жизни в ДФО, начиная с уровня административных районов субъектов Федерации ДФО, и через индекс качества жизни периодически определяла социально–экономическую привлекательность различных районов и субъектов Федерации ДФО;
Организация со штаб–квартирой в одном из регионов ДФО Федерального агентства развития Дальнего Востока (возможно, под кураторством Министерства регионального развития), которое бы выступило координатором всех усилий в данном направлении;
Разработка Государственной программы развития Дальнего Востока, аналогичной Госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и создание при Администрации Президента Российской Федерации с этой целью соответствующей межведомственной рабочей группы.


Совершенствование, доработка и переработка региональных программ

Необходимо организовать системную переработку региональных программ желающими субъектами в их увязке с региональными стратегиями и программами развития, а также с приоритетными национальными проектами и федеральными программами различного типа.
Это позволит сделать работу в субъектах более реалистичной и выявить действительный потенциал и возможности по оказанию содействия переселению соотечественников.
В перерабатываемых программах в обязательном порядке должен быть представлен план по созданию новых рабочих мест высокой и средней квалификации, организационные меры по созданию кластеров и иных площадок развития, схемы предполагаемого расселения и градостроительного планирования, а также в максимальной степени убраны ограничения, делающие программы излишне зарегулированными и формальными.


Изменения в нормативно–правовой базе по обеспечению реализации Государственной программы

В целом необходимо признать наличие необходимой полноты нормативно–правовой базы по обеспечению реализации Госпрограммы. Не используются многие возможности, уже предоставленные существующими указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем, имело бы смысл внести следующие изменения:
Убрать зарегулированность;
Существенно пересмотреть критерии отнесения территорий к категориям территорий вселения;
Рассмотреть возможность вступления в Госпрограмму на территории Российской Федерации без обязательного представления всех необходимых документов в заграничные представительства ФМС России и МИД России.


Создание федерального оператора реализации Государственной программы

В целях оперативного управления ходом реализации региональных программ по оказанию содействия добровольному переселению в субъекты Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, отработки и массового применения эффективных механизмов создания новых рабочих мест и достойного жилищного обустройства предлагается создать сетевую некоммерческую организацию, выступающую в качестве федерального оператора реализации Государственной программы.
В качестве федерального оператора также можно и необходимо использовать создаваемую Корпорацию развития Дальнего Востока.
Также в качестве федерального оператора возможно создание проектно–аналитического агентства или использование в новой функции уже имеющейся сетевой некоммерческой организации.


Дополнительные рекомендации по совершенствованию Государственной программы

Для создания дополнительных возможностей соотечественникам, ныне проживающим за рубежом, но не имеющим личных средств для оплаты переезда на территорию вселения, предлагается:
Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти (Минфину России, Минтрансу России, ФМС России) подготовить предложения по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10*марта 2007 г. №*150 «О порядке выплаты компенсации транспортных расходов участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», позволяющие осуществлять компенсацию работодателям расходов на оплату проезда переселенцев и провоза личного имущества переселенцев.
Для повышения эффективности реализации Государственной программы в регионах предлагается:
Обратиться к высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы с рекомендацией:
– выделения из бюджета субъекта Российской Федерации средств на проведение рекрутингового поиска кадров для предпринимательских проектов переселения;
– использования субвенций, выделяемых из федерального бюджета, на переобучение переселенцев, которые пока не получили российского гражданства;
– анализа действующих на территории субъектов Российской Федерации национальных проектов, федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ, участниками которых могут стать переселенцы, как дополнительных механизмов обеспечения переселенцев жильем;
– включения в региональные программы переселения преимущественно вакансий, обеспечивающих высокое качество условий труда, достойную зарплату и реальную возможность переселенцам приобретения жилья в течение десятилетнего срока;
– дополнительно проработать и, возможно, существенно пересмотреть критерии отнесения территорий вселения к категориям, прежде всего в части необходимости соответствия проектов переселения принципам реализации Государственной программы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, в том числе принципу обеспечения баланса интересов переселенцев, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, предпринимателей, принимающего сообщества.

Для обеспечения информационно–аналитичес� �ой помощи при разработке перечисленных необходимых мер и организационно–методичес� �ого сопровождения их реализации предлагается: создать межведомственную лабораторию по проблемам оказания содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Утвердить план проведения проектно–исследовательск� �х работ по обеспечению реализации Государственной программы.
__________________
Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе. Мне — можно. ( Мюллер, "17 мгновений весны")
Ответить с цитированием
  #14  
Старый 12.06.2011, 04:31
Прохожий
 
Регистрация: 05.06.2011
Адрес: Армения
Сообщений: 2
По умолчанию Re: Анализ Государственной программы по переселению

Я лично документы сдал в ФМС Армении на переселение в Амурскую область село Ушаково и собираюсь переехать с семьей.Собираюсь там заняться фермерством,завести хозяйство,и для начала я выбрал вакансию животноводчества.Я сам живу в селе у себя на родине, и 20 лет занимался земледелием и животноводством и для этого не надо было иметь стажа в трудовой книжке,я всем этим занимался частным образом,просто в документах моих я дал и еще копию моего диплома ВУЗа ,юридический,теперь не знаю в ФМС дадут добро на мой сделанный выбор или нет,а мне честно говоря очень хочется переехать и заняться фермерством ,по скольку условия мне нравятся и климат более благоприятный там
Ответить с цитированием
  #15  
Старый 13.07.2011, 00:18
Аватар для Fedor
Administrator
 
Регистрация: 10.03.2010
Сообщений: 2,264
По умолчанию Re: Анализ Государственной программы по переселению

Программа переселения соотечественников: мечты и реалии
11.07.2011

22 июня 2011 года «Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» исполнилось 5 лет.

Юбилейная дата даёт нам возможность проанализировать ход её реализации и значение для миллионов судеб российских соотечественников. Попытаться выявить проблемы реализации Госпрограммы, обобщить предложения экспертов и соотечественников – переселенцев по её совершенствованию.

Стартовала Госпрограмма в начале 2007 года, и правительство возлагало на нее большие надежды. Пилотными в программе оказались в основном регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока (12 регионов). В настоящее время в реализации Государственной программы принимают участие 32 субъекта Российской Федерации.

Судя по заявлениям ряда руководителей ФМС, в 2007 году планировалось принять до 50 тысяч человек. В 2008 году переселить 100 тысяч человек, в 2009 году - 150 тысяч человек (Маняткин). Были и более оптимистические оценки: «А если говорить о перспективе 2012 года, то мы к тому времени рассчитываем принять 683 тысячи человек» ( Басаргин) .

22 марта этого года, прошло заседание Межведомственной комиссии, которая констатировала что к 11 марта 2011 года, от соотечественников было принято 45 052 анкеты для участия в Государственной программе. На территории Российской Федерации зарегистрировано свидетельств участников в количестве 35 063 человека, при этом 31 867 участников Государственной программы с членами семей поставлены на учет в территориальных органах ФМС России. На территории Российской Федерации принято 5 855 анкет и выдано 2 931 свидетельство участника Государственной программы.

В общем, это составляет 37.994 участника программы.

Сравните 683 тысячи переселенцев в планах и 38 тысяч в реальности. Количество переселившихся оказалось в 18 раз меньше, чем планировали! Объявленные сроки были сорваны. По существу, это полный провал программы.

Причин тому много, среди них и причины объективного характера, прежде всего, масштабность и беспрецедентность проекта и, конечно же, бюрократические проволочки.

Не был проведен необходимый мониторинг по выявлению потенциальных участников во всех странах проживания русской диаспоры. То есть изначально были допущены серьёзные просчёты в прогнозах.

Когда программа была составлена, анонсирована и запущена, никто не смог четко и ясно объяснить, зачем России проводить переселение соотечественников. То есть, не было чётко сформулированной идеологии программы.

Поэтому на практике почти два с половиной года, прошедших с момента вступления в действие программы переселения, были посвящены созданию нормативно-правовой базы.

По мнению некоторых экспертов, данная программа никакого отношения к переселению российских соотечественников на Родину не имеет. Она является, по сути, программой организованного набора трудовых мигрантов по обеспечению депрессивных регионов дешёвой рабочей силой. И с этим нельзя не согласиться.

Что такое «организованное переселение соотечественников на Родину»? Согласно положений «Программы действий» Женевской Конференции, это - репатриация! А при репатриации не спрашивают ни о возрасте, ни об образовании, ни о специальности. Достаточно твоего желания и того, что ты или твои предки родились или проживали в России.

По словам члена комитета Госдумы по делам СНГ и соотечественников Константина Затулина, «условия программы годятся только для людей, которым надо бежать или некуда деваться, для всех остальных они непривлекательны».

В результате создаётся целый комплекс правовых и социальных проблем, решение которых просто необходимо для успешной реализации Госпрограммы.

Национальный вопрос

Программа переселения соотечественников в Россию, в отличие от аналогичных программ переселения в странах Центральной Азии (оралманов в Казахстане), не делала никаких национальных предпочтений. Но в реальности национальный вопрос оказался куда как более существенным. Достаточно сказать, что 14 регионов России просто отказались от приема соотечественников, и среди них национальные регионы: Чечня, Ингушетия, Дагестан, Чувашия, Коми, Калмыкия, Тува, Удмуртия.

Несмотря на то, что большинство переселенцев были этнически русскими, тем не менее, многие их воспринимали как чужаков и ставили на один уровень с трудовыми мигрантами.

Тем более, что в силу слишком широкого толкования понятия «соотечественники», в Россию на постоянное место жительство приглашали не только представителей тех наций, чья историческая родина находится на территории РФ, но и всех, «воспитанных в традициях российской культуры, владеющих русским языком и в наибольшей мере способных к адаптации ».. и т.д.

Проблема получения гражданства

С момента отказа от гражданства страны проживания статус участника Госпрограммы является единственной гарантией для соотечественника на получение российского гражданства.

Но без регистрации по месту жительства, документы на получение гражданства не принимаются. В результате возникает замкнутый круг: нет жилья - нет гражданства - нет возможности работать - нет возможности приобрести жильё. Именно эта проблема наиболее болезненно воспринимается соотечественниками, что напрямую ведёт к дискредитации Государственной программы.

Проблема жилья

Обнародовав планы по переселению сотен тысяч соотечественников, федеральное руководство решило переложить бремя предоставления жилья для переселенцев на плечи региональных властей. Однако на поверку оказалось, что реальные возможности регионов с их худыми бюджетами слишком малы. В результате, лишь 10% участников Госпрограммы имеют постоянное жильё. Остальные либо снимают квартиры, либо заселяются в так называемые центры временного размещения, жить в которых дозволено не более двух лет.

Бесплатно переселенцев могли поселить только в деревнях, в брошенных и наспех отремонтированных домах. Разумеется, что подобный подход не устроил подавляющее большинство соотечественников.

Не оправдался и расчет ФМС на ипотеку.

Проблемы с трудоустройством

Как оказалось, и статус гражданина не гарантирует полноценного трудоустройства. Часто бывает так, что специальность приезжающих в Россию участников Госпрограммы не соответствует заявкам субъектов РФ и работодателей.

К сожалению, имеет место низкая активность потенциальных работодателей по привлечению соотечественников, их ориентация на трудовых мигрантов, которые не нуждаются ни в социальных гарантиях, ни в постоянном жилье.

Не все работодатели готовы ожидать приезда соотечественника 3 и более месяца; не всегда совпадают интересы сторон; возникают проблемы с легализацией документов об образовании.

Именно поэтому статистика ФМС России показывает тревожные цифры: лишь менее четверти переселенцев сегодня трудоустроено!

Нужно ещё отметить определенные трудности в разграничении полномочий между региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (муниципального уровня) по предоставлению услуг участнику Госпрограммы в соответствии со статусом.

Некоторые региональные власти активно включились в доработку программы, приспосабливая её к местным условиям и возможностям.

В Твери, например, предложили создать систему переобучения специалистов, перераспределения их по территориям в зависимости от требований рынка труда за счёт увеличения зон вселения, включив в этот перечень все районы области, в том числе и областной центр, а также помочь в обустройстве семей с маленькими детьми. Предлагается создавать специализированные финансовые институты — фонды-поручители, — которые позволят переселенцам ускоренно получить льготные ипотечные кредиты, в том числе с пониженной или нулевой ставкой.

Поэтому, для выполнения Госпрограммы регионам нужны дополнительные полномочия. Нужны они, прежде всего, для оперативного решения тех или иных вопросов, чтобы они самостоятельно корректировали программы, внося в них необходимые изменения.

Надо также выработать механизм общероссийского реестра вакансий для участников Программы, причём заносить в него вакансии не только предприятий, внесённых в региональные программы, но и других организаций на территории вселения. А сведения об уже закрытых вакансиях должны оперативно направляться в представительства за рубежом, чтобы с этой информацией сразу же знакомились кандидаты на переселение.

Казалось бы, что перечисленные выше факторы говорят не в пользу Госпрограммы и её надо закрыть. Но согласитесь: ведь сделано очень много! Потенциал соотечественников огромен. Поэтому мы на стороне тех, кто считает, что программа переселения соотечественников должна продолжать совершенствоваться, нужно искать решения, которые способны повысить её привлекательность. От оперативного и качественного решения вышеуказанных проблем зависит и успех в дальнейшей реализации Государственной программы.

А координаторы и исполнители не пребывают в благодушии. Идёт активный анализ реализации программы и выявление проблем.

По заказу ФМС России, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, Институт демографии, миграции и регионального развития в 2008 и 2010 годах провели «Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Основной целью мониторингов являлся анализ основных достигнутых количественных показателей реализации Госпрограммы в субъектах РФ, а также качественный анализ условий и факторов как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных программой целей и задач. На основе анализа полученной информации были разработаны рекомендации по повышению эффективности функционирования Госпрограммы, а также составлена новая памятка соотечественникам, проживающим за рубежом и желающим переселиться в Россию.

В начале 2011года на Интернет портале ФМС был выставлен «Проект доклада о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов», в котором нашлось место и для анализа хода реализации и перспективам развития Госпрограммы переселения. В докладе констатируется, что в целях повышения эффективности реализации Государственной программы только в 2010 году по линии ФМС России было разработано 11 проектов нормативных правовых актов (1 проект федерального закона, 2 постановления Правительства Российской Федерации и 8 приказов ФМС России).

Повышение привлекательности программы и её эффективности экспертами видится в дальнейшем обеспечении правовых, финансовых и социальных гарантий для переселенцев, скорректированных с учетом уже накопленного опыта переселения.

В этой связи, 12 января 2010 года был подписан и вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 60 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», в соответствии с которым расширилась категория лиц, имеющих право участвовать в Государственной программе переселения. Ими могут стать те, кто переехал в Россию ранее и уже имеет разрешение на временное проживание или вид на жительство. В развитие данного президентского Указа принято Постановление Правительства РФ, определяющего порядок работы по выдаче на территории России свидетельства участника Государственной программы.

21 апреля 2011 года Президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон №77-ФЗ «О внесении изменений в статьи 224 и 333/29 прим, части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Данный законопроект направлен на фиксацию на уровне 13% налоговой ставки в отношении дохода, получаемого от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы, а также членами их семей, совместно переселяющимися в Российскую Федерацию.

Министерство регионального развития РФ подготовило Проект Указа Президента России «О реализации Государственной программы», предполагающий внесение существенных изменений в ныне действующую Госпрограмму. Важнейшим положением проекта является предложение сделать Госпрограмму бессрочной. Проект предусматривает также еще целый ряд новшеств, которые сегодня обсуждаются экспертным сообществом и государственными специалистами.

В добавление к иным предложениям к новой редакции Госпрограммы хотелось бы предложить:

Для ускорения получения российского гражданства, документы на его получение необходимо готовить и оформлять вместе с документами на статус добровольного переселенца в консульствах. А паспорта вручать в России, по прибытию переселенцев к месту переселения.

Проблема с жильём. После прошлогодних пожаров десятки тысяч погорельцев - граждан России получили в сжатые сроки новое жильё. И это хорошо! Но ведь в начале девяностых, образно говоря, сгорела треть России! Российских соотечественников лишили не только крова, но и Родины. Так неужели же в России не найдётся средств, чтобы предоставить жильё так нужным ей соотечественникам ?!

Очевидно, необходимо заинтересовать работодателей в приёме соотечественников на работу, и прежде всего, в части налоговых льгот.

Должна быть установлена и соответствующая норма в трудовом законодательстве, определяющая срок, на который работодатель обязан бронировать рабочие места для участников Программы. Требуется внести корректировки в Трудовой кодекс, которые содержали бы обязательства для работодателей при заключении контрактов на трудоустройство переселенцев.

И последнее. Обозначенные проблемы можно было бы избежать, если бы проводилось не просто переселение соотечественников, а их репатриация по принятому закону «О репатриации в Российскую Федерацию», проект которого в 2003 -2004 г.г. предложили Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) и Форум переселенческих организаций. Многие проблемы всплывшие, при реализации Программы переселения связанные и с адаптацией, и жильём, и российским гражданством, и трудоустройством, и с возможностью переквалификации, и разграничением прав федеральных, региональных, муниципальных структур и т.д. были предупреждены проектом закона и находили свое решение в его рамках.

Конечно, трудно утверждать, что Государственная программа в нынешнем виде стала эффективным инструментом развития социально-экономического и демографического потенциала России. Тем не менее, Госпрограмма явилась одним из направлений реализации активной миграционной политики в Российской Федерации. Впервые в отечественной практике государственного управления создан регулятивный механизм добровольного переселения соотечественников, который служит обоюдным интересам, как переселенцев, так и самой страны.

Существенное значение программы для соотечественников за рубежом состоит и в том, что это реальная возможность вернуться на Родину в случае кризисных ситуаций в стране пребывания соотечественников.

Работы без ошибок не бывает. Остаётся только пожелать Межведомственной комиссии, Федеральной миграционной службе и регионам России объединить усилия для того, чтобы «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Россию», была действительно «направлена на объединение потенциала соотечественников с потребностями развития российских регионов, на кардинальное изменение демографической ситуации, стабилизацию численности населения России, способствование в целом социально-экономическому развитию страны». А за добровольными переселенцами дело не станет.

Виктор Михайлов
Источник: Русские на Украине
__________________
Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе. Мне — можно. ( Мюллер, "17 мгновений весны")
Ответить с цитированием
  #16  
Старый 17.12.2011, 02:06
Аватар для Fedor
Administrator
 
Регистрация: 10.03.2010
Сообщений: 2,264
По умолчанию Re: Анализ Государственной программы по переселению

Состоялась конференция, посвященная итогам Государственной программы по переселению соотечественников
16 Декабрь 2011 г.

16 декабря c.г. в центральном офисе ФМС России состоялась конференция на тему: «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: предварительные итоги и дальнейшие перспективы развития».
В мероприятии приняли участие: директор ФМС России К.О. Ромодановский, представители Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов власти, Русской Православной церкви.

Государственная программа по содействию добровольному переселению соотечественников была принята 22 июня 2006 года Президентом Российской Федерации, ее реализация началась с середины 2007 года. За время действия создана необходимая нормативная правовая база - более 45 правовых актов федерального уровня и свыше 50 правовых актов регионального уровня.

- Результативность программы в 2010-2011 году значительно повысилась, - сказал директор ФМС России К.О. Ромодановский, открывая конференцию - мы получили тот результат, который ожидали и к которому стремились. На сегодня общее количество прибывших соотечественников более 61 тыс. человек и эти цифры буквально растут на глазах. Это говорит о том, что интерес к программе выходит на качественно новый уровень, а также это показатель слаженности работы на федеральном и региональном уровнях.

На сегодняшний день в работе по Государственной программе принимают участие 37 субъектов Российской Федерации (Алтайский, Бурятия, Карелия, Забайкальский, Красноярский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Волгоград, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Курская, Кемеровская, Курганская, Костромская, Липецкая, Мордовия, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Новгородская, Омская, Пензенская, Псковская, Свердловская, Челябинская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тюменская и Тульская области, Еврейская автономная область). При этом основной акцент в работе делается на привлечении переселенцев на Дальний Восток и Байкальский регион. Интерес соотечественников к переселению в эти регионы значительно повысился. Так, в 2011 году каждый третий переселенец избрал субъекты этих округов для обустройства. В целом в ДФО и СФО переехало более 13,5 тыс. чел.

По данным на начало декабря по Программе в Россию переселилось более 61 тыс. человек, при этом в течение 2011 года – 29 тыс., практически 50 % от переселившихся за все 5 лет действия Госпрограммы.

Больше всего соотечественников приехало в Россию из Казахстана, Узбекистана, Украины, Молдавии, Киргизии. Основная часть соотечественников выбирает своим местом жизни центральные регионы России, лидеры Госпрограммы – Липецкая и Калужская области.

ФМС России постоянно ведет работу по модернизации Программы. Из последних шагов – внесение изменений в налоговый кодекс, предусматривающие снижение налога на доходы физических лиц – участников Госпрограммы с 30 до 13 процентов в первые полгода пребывания в России. Кроме этого, переселенцы освобождены от госпошлины за регистрацию по месту жительства. Соотечественники постоянно и временно проживающие на территории России получили возможность подавать на участие в Госпрограмме в электронном виде, не приезжая в тот регион, куда они планируют переселиться по Госпрограмме. ФМС России совместно с Минрегионразвития, а также другими ведомствами участвовало в разработке новой редакции Госпрограммы.

Действующая Программа по переселению соотечественников была запланирована до 2012 года. Но уже принято решение, что она будет продолжена и станет бессрочной.

- Новая редакция Госпрограммы содержит ряд новаторских подходов к вопросу переселения, - подчеркнул К.О. Ромодановский, - и думаю, что это позволит нам приток соотечественников в стратегически важные регионы страны.

Пресс-служба ФМС России.
http://www.fms.gov.ru/press/news/new...l.php?ID=49593
__________________
Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе. Мне — можно. ( Мюллер, "17 мгновений весны")
Ответить с цитированием
  #17  
Старый 17.12.2011, 12:45
Прохожий
 
Регистрация: 17.11.2011
Адрес: Казахстан
Сообщений: 28
По умолчанию Re: Анализ Государственной программы по переселению

Цитата:
Новая редакция Госпрограммы содержит ряд новаторских подходов к вопросу переселения, - подчеркнул К.О. Ромодановский...
Интересно бы почитать сам документ.
Ответить с цитированием
  #18  
Старый 17.12.2011, 13:51
Аватар для Fedor
Administrator
 
Регистрация: 10.03.2010
Сообщений: 2,264
По умолчанию Re: Анализ Государственной программы по переселению

Тоже интересно, что это за НОВАТОРСКИЕ подходы?
__________________
Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе. Мне — можно. ( Мюллер, "17 мгновений весны")
Ответить с цитированием
  #19  
Старый 17.12.2011, 15:38
Прохожий
 
Регистрация: 17.11.2011
Адрес: Казахстан
Сообщений: 28
По умолчанию Re: Анализ Государственной программы по переселению

Читала несколько вариантов:
1) трудоустройство-индивидуальный предприниматель, студент, что-то ещё...
2) территории вселения-все регионы РФ, кроме Москвы и С-П. Что будет в итоге, только Бог и Ромодановский знают
Ответить с цитированием
  #20  
Старый 18.12.2011, 21:42
Аватар для Fedor
Administrator
 
Регистрация: 10.03.2010
Сообщений: 2,264
По умолчанию Re: Анализ Государственной программы по переселению

Журнал "Земляки", № 11, 2011 год

Новации в миграции
Директор ФМС России Константин Олегович РОМОДАНОВСКИЙ рассказал о миграционной политике Российской Федерации


— Большой популярностью у россиян стали пользоваться биометрические паспорта. Как строится работа в этом направлении, и как долго будут выдаваться загранпаспорта старого образца?

— Действительно, биометрические паспорта с 10-летним сроком действия пользуются большим спросом, в разы больше, чем "старые" пятилетние. Сейчас мы ведем организационную и техническую работу, чтобы в цифровую информацию в биометрических заграничных паспортах граждан внести и отпечатки пальцев. Речь идет о создании экспериментального образца в перспективе. Это поможет решить ряд задач не только для госструктур, но и для самого гражданина. По поводу прекращения выдачи загранпаспортов старого образца — точных сроков назвать не могу. Пока они выдаются и будут выдаваться по желанию россиян.

— Некоторые руководители отделов иммиграционного контроля в территориальных органах ФМС России сетуют, что когда привлекают к операциям по пресечению незаконной миграции коллег из полиции, иногда происходит утечка информации. Для рейда инспектора с полицией, к примеру, приезжают на рынок, а там только один директор ходит среди пустых прилавков. Хотя, по оперативной информации, обычно там масса нарушителей миграционного законодательства. Планируется ли в связи с этим создаваться собственное силовое подразделение ФМС для поддержки инспекторов иммиграционного контроля?

— Нет. Никаких силовых подразделений создаваться в ФМС не будет. Просто нашим сотрудникам надо знать — с кем конкретно работать, с кем сотрудничать. Конечно, не все служащие полиции кристальные, но огульно обвинять всех тоже не желаю. И в ФМС, как в семье, не без урода. По поводу структур ФМС хочу добавить: мое глубокое убеждение — чем больше наших сотрудников в гражданке, тем лучше. Так они гораздо ближе к народу. Все должны понимать, что ФМС — это не карательный орган, а служба, прежде всего призванная помогать как нашим гражданам, так и иностранцам не нарушать миграционное законодательство. К примеру, объяснять, в чем разница между патентами и разрешениями на работу. Причем как гостям, так и принимающей стороне. Делать и говорить, говорить и делать.


Поможем малому бизнесу

По мнению многих экспертов, в России очень сложная демографическая ситуация...

— Чтобы разрешить ее, мы работаем сразу по нескольким позициям. Ни для кого не секрет, что у нас есть Госпрограмма возвращения соотечественников на родину. На сегодняшний день более 50 тысяч "новых" граждан въехало — это тоже показатель того, что мы заботимся о своей демографической ситуации. Безусловно, миграция — тоже важный элемент решения демографической проблемы. Даже получив сейчас рост рождаемости, мы прекрасно понимаем, что в "рабочие руки" родившиеся дети превратятся только через 18 лет. А эти 18 лет нужно как-то решать эти вопросы. Выход — через привлечение трудовых ресурсов в нашу экономику. Нет никакой критической ситуации. Есть проблема, которая видна и понятна. Хочу вас успокоить — мы ее решим!

— Какие специалисты сейчас едут в Россию и какие требуются?

— Большинство приезжающих иностранных граждан готовы на любую работу. В том числе самой низкой квалификации. Нам же крайне нужны квалифицированные и высококвалифицированные специалисты. Именно поэтому год назад в законодательство внесены моменты, которые упрощают процесс оформления для этой категории. Чтобы их в России стало больше — мы в буквальном смысле гоняемся за каждым человеком. За год с небольшим привлекли уже более 11 тысяч человек. Это хорошая подвижка, влияющая и на инвестиции, и на экономику. То, что нужно России. Они работают там, где есть условия для проживания. Там, где есть компонент цивилизации. Вариант рынка: там, где человек и трудится, и ночует, и ужинает — все в одном месте, — вот с этим надо расставаться. В этом направлении мы также работаем. Необходимо, чтобы нравилось у нас работать, а не то, что мы зачастую видим "военно-строительные войска".

— Будут ли квоты для иностранцев заменены балльной системой?

— В России балльная система и квоты — это совершенно разные вещи. Кстати, в Британии в 2008 году внедрили балльную систему выдачи рабочих и учебных виз для иностранцев. Они взяли за основу подобный австралийский порядок, когда ценность кандидата на получение рабочей визы измеряется баллами за квалификацию, трудовой стаж, образование и другие достижения. В итоге у них вместо существующих до этого 80 категорий трудовых мигрантов и чужеземных студентов внедрили 5 основных уровней оценки гостя. Первый уровень — высококвалифицированные мигранты — ученые или бизнесмены. Второй — квалифицированные работники, к примеру, учителя и инженеры. Третий — низкоквалифицированные кадры для конкретных проектов, например, строители для объекта, где нехватка рабочей силы. Четвертый — студенты. И, наконец, пятый уровень — молодые и временные работники — музыканты для участия в концертах, спортсмены на конкретные соревнования и тому подобные "сезонники". Баллы желающим потрудиться на берегах туманного Альбиона выставляют в консульствах Великобритании в стране исхода. Англичане считают, что такой метод избавит их от "лишних" мигрантов. Может быть, может быть. Хотя мы иногда и опираемся на зарубежный опыт, для нас, повторюсь, балльная система и квоты — это совершенно разные вещи.

Квоты — это вопрос, связанный с временной трудовой деятельностью, а балльная система — это задача, которая касается переезда иностранцев в Российскую Федерацию для последующего оседания. Только для тех, кто хочет стать российскими гражданами, мы выставляем баллы. Соответствуешь ты данным критериям, набрал "проходной" балл — становишься гражданином России, если нет, то приходи в следующий раз. Вот такой подход я считаю гораздо логичнее и эффективнее, чем у английских коллег. Квоты — это лишь внешняя трудовая миграция, отработал — уехал. Безусловно, механизм квотирования должен быть гибким, должен меняться в зависимости от потребности России в рабочей силе. Сегодня нужно больше трудовых мигрантов — больше привлекаем, завтра надо меньше — значит квоты сокращаем.

Встречный вопрос. Как представитель малого бизнеса за 9 месяцев может прогнозировать свои потребности? Наверное — никак. Так почему мы ограничиваем его жесткими рамками?! Давайте ему поможем. Давайте поможем и среднему бизнесу! Ведь это же двигатели нашей экономики. Давайте подсобим им и получим положительный результат. Страна от этого только выиграет. Вот в этом направлении мы думаем и работаем над концепцией миграционной политики.


Работать цивилизованно

Что будет кардинально изменено в данной системе, что будет самым сложным для иностранца?

— Я не могу сказать, что будет сложно для каждого конкретного иностранца. Если нам требуются сейчас в большей мере квалифицированные специалисты желательно с местом жительства, то сейчас эти позиции будут наиболее сложные для подсобных рабочих без достойной квалификации. А, к примеру, через 10 лет захотим в соответствии с нуждами страны, чтобы к нам ехали молодые иностранные граждане. Естественно, для взрослого человека вновь стать молодым будет совершенно не решаемо. Вот тогда эта позиция для зрелого иностранца станет наиболее сложной. В конце концов, есть мировой опыт. Канада, Австралия, Новая Зеландия уже прошли эти этапы, и их экономики при грамотно построенной миграционной политике активно работают.

— Вы не боитесь, что необходимые нам специалисты не наберут нужных баллов и не смогут получить гражданство?

— Не боюсь, потому что баллы устанавливаем мы. И балльная система должна быть гибкой. Мы обязаны реагировать на потребности времени. Количество проходных баллов выставит время, выставят потребности России в каждый определенный момент. Того, что нужный специалист не получит "проходной" балл, я боюсь меньше всего.

— А как относятся к балльной системе России представители стран СНГ? Не негативно?

— Уверен, что нет. Лучший ответ всем сомнениям — заседание Координационного совета руководителей компетентных органов государств — членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией в Минске. Мы за "круглым столом" обсуждаем все связанные с этой проблемой вопросы. И, естественно, по всем параллельным задачам, связанным с миграционной политикой, советуемся. Закрытых тем у нас нет.

— На какой стадии находится сейчас инициатива с подготовкой закона, который обяжет иностранцев, приезжающих в Россию работать, учить русский язык и сдавать установленный минимум?

— Насколько мне известно, такой законопроект уже подготовлен. В осеннюю сессию Госдума примет по нему определенное решение. Это действительно нужный закон, нужное направление. Если иностранный гражданин работает в сфере услуг, в жилищно-коммунальном хозяйстве, то, безусловно, он выполняет какие-то просьбы, взаимодействует с российским населением. Но он может взаимодействовать и адекватно трудиться, если точно понимает, что нужно нашему российскому обывателю. Если я прошу перекрыть какой-то вентиль, а он вдруг отпиливает соседнюю трубу, то зачем мне такой работник? Или я прошу его подмести улицу, а он начинает рыть яму на газоне. И в оправдание говорит, что не понимает русского языка. Разве нам нужно такое взаимодействие? Мы должны цивилизованно работать с этими людьми. Они оказывают нам услуги, эти услуги должны четко соответствовать нашим потребностям. Должна быть комплиментарность. А ее обеспечит только нормальное знание русского языка всеми трудовыми мигрантами.

— Есть ли проблемы в связи с тем, что у России с Беларусью отсутствует визовый режим?

— Проблемы есть, но они решаемы. Например, есть государство, визовые отношения с которым жесткие, и только через Швейцарию. Но тем не менее граждане имеют возможность спокойно въехать на территорию Российской Федерации через Республику Беларусь. Безусловно, это не законопослушные граждане, они нарушители. Несомненно, большинство из них выявляется. Мы обсуждаем эту тему с белорусскими коллегами. Тема непростая.

Владимир ПОЖАРСКИЙ
http://zemliaki.info/publ/2011_god/1...cii/45-1-0-244
__________________
Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе. Мне — можно. ( Мюллер, "17 мгновений весны")
Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Выкл.
Pingbacks are Выкл.
Refbacks are Выкл.



Текущее время: 00:44. Часовой пояс GMT +4.


Powered by vBulletin® Version 3.8.9
Copyright ©2000 - 2017, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод:
SEO by vBSEO 3.5.2zCarot